Осторожно на каршеринге!
На первый взгляд, каршеринг успешно решает проблемы, которые испытывает каждый, у кого есть водительские права, но нет собственного автомобиля. Приложение позволяет мгновенно арендовать транспортное средство и заплатить лишь за время пути. Однако заказчик может столкнуться с серьёзными проблемами за это время, поэтому необходимо разобраться в недостатках и «подводных камнях» каршеринга.
Проблема персональных данных
Личная страница пользователя сервиса каршеринга обычно привязывается к банковской карте. Вследствие так называемой «кражи аккаунта» злоумышленниками у заказчика со счёта могут быть списаны денежные средства за поездку. В такой ситуации главное — вовремя связаться со службой поддержки. Пользователи сервиса каршеринга рассказывают, что компании необходимо отправить фотографию заявления, которое Вам следует написать в отделении полиции. Затем Вы подпишете ещё одну бумагу, присланную из офиса сервиса, и проблема будет решена.
Эта небольшая проблема вытекает из более глобальной — компании каршеринга нуждаются в сведениях о клиентах, например, относительно штрафов от ГИБДД, но не получают их, поскольку люди с неохотой делятся личными данными, иногда — из-за недоверия сервису, который не способен обеспечить сохранность этих данных. Другие каршеринговые фирмы тоже не хотят или не имеют права разглашать информацию о клиентах, даже ради благой цели создать общую базу данных. Злоумышленники не просто списывают деньги за поездку с чужих счетов, они завладевают паспортными данными и водительскими удостоверениями, чтобы заказывать поездки. К счастью, теперь при бронировании автомобиля приложение требует дополнительную фотографию водителя для окончательной аутентификации.
Чтобы не стать жертвой мошенников в каршеринге, рекомендуется удалять сообщения с паролем от оператора, сменить пин-код на более сложный, вовремя устанавливать обновления для устаревших версий приложений каршеринга, не устанавливать сомнительных приложений и не давать смартфон в руки незнакомцам.
Договор и страховка
Каршеринговые фирмы страхуют свои автомобили не по КАСКО, а по ОСАГО, так как первое не выгодно и для предприятия, и для заказчиков (особенно учитывая слабую налаженность и даже убыточность этого сегмента российского рынка услуг по предоставлению транспорта в аренду). Однако в случае аварии пользователю приходит неожиданно крупный штраф в размере нескольких сотен тысяч рублей, иногда даже больше, чем цена самого автомобиля, — на оплату ремонта незастрахованного транспорта. Вдобавок, даже при наличии страховки КАСКО придётся оплачивать простой автомобиля, разбитого в ДТП. Эксперты советуют внимательно читать договор, заключаемый с компанией, а ведь он велик по объёму, и не каждый клиент побеждает искушение просто пролистать его до конца и поставить подпись. Ещё не стоит ориентироваться на рекламу сервиса, которая может ввести Вас в заблуждение, и на договор, заключаемый виртуально: он, в отличие от реально существующей бумаги, может быть изменён, и Вам не удастся доказать, что чего-то в нём не было на момент его прочтения. В официальном документе указаны все права и обязанности сторон, не стесняйтесь интересоваться условиями оплаты штрафов за повреждения и аварии — задавать вопросы менеджеру по телефону или в электронных письмах будет гораздо сложнее, чем в офисе компании или с курьером, привозящим договор на дом. Практика показывает, что решения проблем на расстоянии приходится ожидать неделями, а колл-центры не всегда в состоянии всё объяснить клиенту.
Ответственность за повреждения
Некоторые пользователи служб каршеринга получают обвинения в нанесении ущерба компании, и им приходится отвечать за повреждения на автомобилях, которых они не заметили после поездки. Поэтому операторы просят заказчиков внимательно осматривать автомобили и фотографировать трещины, царапины сколы и недостающие детали до и после поездки — транспорт для каршеринга обычно находится в хорошем состоянии, и повреждения заметны сразу. Такие же советы касаются грязного салона автомобиля.
Невнимательные или беспечные водители могут получить незаслуженный штраф, если недостатки заметит следующий пользователь. У большинства компаний не предусмотрен отчёт по завершении аренды. Фотографии оказываются единственным выходом, который обезопасит Вас от нежелательных последствий: согласно правилам каршеринговых фирм, пользователи обязаны сами предоставлять доказательства своей невиновности. Вам даётся пять минут на осмотр салона и внешнего состояния автомобиля, поэтому постарайтесь подойти к заказанному автомобилю вовремя. Здесь, впрочем, существует одна хитрость, полезная для потребителя: если отведённых двадцати бесплатных минут на Ваш путь к припаркованному авто недостаточно, бронь можно отменить за 60 секунд до истечения времени, а затем снова заказать тот же транспорт и вновь получить минуты, за которые с Вашего счёта не снимут деньги.
Состояние «внутренностей» автомобиля
Однако внешним осмотром безопасность не ограничивается. Следует также понаблюдать за тем, в каком состоянии автомобиль, так как, согласно правилам дорожного движения водитель обязан убедиться в пригодности транспортного средства для эксплуатации, иначе он не имеет права отправиться в путь. Автовладельцы не всегда соблюдают это требование, но они, в отличие от пользователей сервисов каршеринга, знают слабые места своих машин, их историю обслуживания. Из-за неосведомлённости относительно базового функционирования тормозной системы, рулевого управления, фар, «дворников» водитель, во-первых, может попасть в ДТП, и, во-вторых, оплачивать весь ущерб службе каршеринга. Не менее рискованно не осмотреть покрышки: они могут быть износившимися или не соответствующими сезону или погодным условиям.
В случае обнаружения технических неисправностей автодорожной инспекцией вина возлагается на арендатора транспортного средства — незаконно выезжать на дорогу на такой машине. Даже если неполадки возникли неожиданно, и водитель не мог их заметить, придётся потратить время и деньги на судебное разбирательство и экспертизы.
Штрафы и нарушение ПДД
Некоторые пользователи каршеринга жалуются на огромные суммы штрафов, которые списывают с банковских карт, после чего счета могут уйти в минус. Поэтому не забудьте установить на списание средств на кредитной карте и не привязываёте аккаунт к зарплатной карте.
Штраф может прийти и по вине другого водителя. Многие пользователи, опять же, из-за рассеянности забывают закрыть дверь автомобиля или пытаются сделать это через приложение, заходя в лифт или подземку, где связь работает хуже. Злоумышленники, пробуя открыть двери автомобилей служб каршеринга, проникают в салон, где всегда лежат документы, а ключи от зажигания вставлены в замок. Так, Вам пришлют счёт за чужую поездку, и даже штраф за повреждения.
Пользователи каршеринга должны быть готовы к тому, что в случае нарушения правил на дорогах они заплатят штраф не только Госавтоинспекции, но и самой кампании, предоставившей в аренду машину, причём в размере половины суммы, взимаемой госорганом. То есть, как указано в списке штрафных санкций в договоре, «уплата штрафа не освобождает клиента от обязанности возместить убытки».
Будьте осторожны в случаях, когда за руль, например, по причине плохого самочувствия, приходится сесть кому-то другому, а не Вам, зарегистрированному пользователю, отправившему свою фотографию в сервис каршеринга. За полгода насчитывается около 2000 аварий по вине пьяных или несовершеннолетних водителей, которые разбивают автомобили, взятые в аренду, что усиливает подозрения ГИБДД в неблагонадёжности всех пользователей служб проката авто. Поэтому инспекция стремится удостовериться в том, что машиной управляет именно тот человек, который получил права, отправленные сервису каршеринга. Возможно, лучше переждать на обочине, заказать такси или совсем отказаться от поездки, чем дать вести машину человеку, не имеющему права на вождение, и навлечь беду и на себя, и на него.
В салонах каршеринговых автомобилей часто устанавливают камеры видеонаблюдения. Они следят за тем, чтобы водители не подбирали попутчиков, компания имеет право потребовать штраф за незаконное коммерческое использование арендованного транспортного средства.
Выводы
Основная проблема каршеринга — невозможность вытеснить личные автомобили и классический вариант аренды транспорта, а следствие из этого — финансовая невыгодность для клиентов. Компании запрашивают огромные штрафы даже за незначительные поломки и недочёты во внешнем виде автомобиля; они не в состоянии обеспечить защищённость персональных данных, физически не могут удостовериться во вменяемости и благонадёжности клиента, что влечёт за собой аварии и проблемы для остальных заказчиков, которые вынуждены доказывать свою невиновность.
Главным советом для водителя, зарегистрировавшимся на каршеринге, будет максимальная внимательность ко всем деталям взаимоотношений между ним и поставщиком услуг по аренде авто. Идти на риск означает приготовиться к потенциальным крупным денежным взысканиям.
Удачи!
P.S. По вопросам сотрудничества, предложения, связь с администратором сайта https://karhering.ru/ по E-mail: karsheringe@gmail.com
Добавить комментарий