Все о каршеринге

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ КАРШЕРИНГ ОТ ТАКСИ И ПРОКАТА АВТО

Если с прокатом и такси мы знакомы не первое столетие, то каршеринг появился сравнительно недавно. Эта форма временного пользования автомобилем предполагает почасовую оплату (но есть и посуточные тарифы) и взаимодействие с сервисом через приложение.

Специалисты заявляют, что экономика шеринга становится альтернативой не только общественному транспорту и посуточной аренде, но и владению собственным четырехколесным другом: если необходимость совершать поездки возникает не часто, нет смысла платить за обслуживание, парковку или гараж. Власти крупных городов надеются с помощью каршеринга (а также байкшеринга — аренды велосипедов) снизить транспортную нагрузку и улучшить состояние окружающей среды. Так в чем же его отличия от других транспортных услуг?

ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

В каршеринге минимальный возраст для аренды машины от 19 до 21 года со стажем от 1 до 2 лет. В прокате возрастной промежуток шире: где-то разрешают аренду с 18 лет, в других местах нужно быть не младше 23 лет и иметь стаж вождения 3 года.

ПРОЦЕДУРА

С заказом такси все просто: набрал номер или сделал заказ в приложении, но в других двух случаях есть сложности. Не везде для найма авто обязательно посещение офиса и подписание многостраничного договора: часто анкету можно заполнить онлайн, а подтвердить возможность аренды на сайтах компаний обещают в считанные минуты. Однако арендодатели, проверив будущих клиентов по своим базам, могут отказать в услуге. Для заключения договора могут попросить кроме паспорта и прав еще и третий документ, удостоверяющий личность: загранпаспорт, военный билет.

Серьёзно помогло распространению экономики шеринга появление мобильных приложений, которые освободили потенциальных арендаторов от необходимости посещения пунктов проката и заполнение договоров. Но тут тоже не обойдется без проверки, которая может занять несколько дней. Если поводов подозревать водителя в недобросовестности нет, его регистрируют как нового клиента, после чего можно выбрать подходящий тарифный план и приступать к поиску железного коня.

АВТОПАРК

Такси и прокат обычно имеют машины разных классов, а вот каршеринг может выбрать несколько конкретных моделей и предоставлять для пользования только их.

ГДЕ ЗАБРАТЬ И КУДА ВЕРНУТЬ

Если такси может забрать вас от конкретного подъезда, за шеринговой и уж тем более прокатной машиной придется побегать. Прокатчики могут подогнать машину к нужному адресу или станции метро, но возьмут деньги за дополнительную услугу — около 2000 рублей. Причем зачастую делают это только в рабочие часы будних дней.

В каршеринге водителю предоставляется бесплатное время 10-25 минут, чтобы добраться до выбранного авто. Машину не нужно возвращать в филиал фирмы, можно оставить на любой разрешенной парковке (например, зона завершения аренды в Москве включает не только центр, но и места за его пределами в километровой близости от станций метро). Причем в их число входят некоторые аэропорты. Главное: не перепутать зону паркинга, потому что оставив машину на месте для пассажиров, оплату придется производить Вам. Сервис работает круглосуточно.

БЕЗОПАСНОСТЬ

Ответственность за проверку автомобиля каршеринга перед эксплуатацией целиком лежит на пользователе сервисом, а вот в прокате часто есть возможность осмотреть выбранную модель вместе с представителем компании, к тому же Вы подписываете акт приемки. Многие фирмы гарантируют технический осмотр предоставляемого транспорта перед каждым клиентом.

СТОИМОСТЬ

В среднем оказывается, что каршеринг будет дешевле такси, но дороже проката, если арендовать на долгий срок.

Такси обходится пользователю в 10-15 руб за минуту. Стоимость поездки в каршеринге колеблется от 3 до 10 руб. за минуту для базовых моделей, причем где-то ставка фиксированная, а где-то колеблется в зависимости от спроса и обстановки на дорогах. В процессе регистрации новый пользователь прикрепляет к своему профилю банковскую карту, деньги — членский взнос, поминутная оплата за аренду и простой и штрафы — будут списываться по окончании поездки. В некоторых фирмах есть посуточные тарифы, сравнимые по цене с наймом. В дальнейшем за аккуратность вождения и пользования могут быть начислены бонусы и предложены скидки.

В прокате с Вас возьмут 1000-3000 рублей за сутки (плюс залог в зависимости от класса автомобиля, на банковской карте сумма будет заморожена). Зачастую действует схема “больше ездишь — меньше платишь”: чем дольше срок аренды, тем дешевле она обходится в день.

ДОСТУПНОСТЬ

Соревноваться с распространенностью такси сложно: только в Москве работает порядка 100 000 единиц. Каршеринговых авто в 10 раз меньше (в мае 2019 года по всей стране работали 16 разных компаний), но их количество неуклонно растет, и на 2020 год прогнозируют цифру более 20 тысяч единиц. Иногда до ближайшей машины приходится добираться на другом транспорте.

РАССТОЯНИЕ

Суточный пробег разнится от компании к компании, но в целом варьируется от 70 до 100 км в сутки, после чего приходится доплачивать за лишние километры. Выезжать за пределы кольцевых дорог двух столиц в область можно на 250 километров. В прокате пробег бывает увеличен в три раза, после чего тоже придется доплачивать, а где-то лимит вовсе отсутствует..

ПАРКОВКА, БЕНЗИН, МОЙКА

Раскошеливаться за парковку каршерингового авто не нужно (только если вы задерживаетесь на пути к нему — тогда включается режим “ожидания”). Вам также могут вернуть деньги за мойку и самостоятельную оплату бензина. А вот обслуживание прокатного автомобиля целиком ложится на арендатора — но перед началом эксплуатации бак будет заполнен.

ШТРАФЫ

Иногда в договоре с каршерингом прописана возможность оплаты штрафов ПДД со скидкой в половину суммы. В этом случае сервис сам оплачивает в двадцатидневный срок действия льготы, а потом снимает деньги со счёта клиента (зачастую вместе с санкцией самого шеринга).

Кроме привычных предусмотрены и дополнительные штрафы, которые могут серьезно ударить по карману: нельзя, например, усадить за руль другого водителя, отключить GPS-передатчик или припарковаться на газоне. Лучше воздержаться от курения в салоне, перевозки больших животных, габаритных и грязных грузов, да и наклейки с логотипом фирмы лучше не снимать. А уж оставлять машину с пустым баком так и попросту невежливо — и тоже наказывается рублем. Десятитысячный штраф грозит оставившему автомобиль вне зоны действия спутниковой навигации: на подземной парковке. С полным перечнем запретов лучше ознакомиться заранее, так как он разнится от фирмы к фирме.

Отдельно стоит указать, что в сервисе действует правило “виноват тот, кто с краю”: если следующий водитель обнаружит дефект или поломку, которую Вы не заметили, ответственность за неё понесете Вы. Для этого всех клиентов просят тщательно обследовать кузов и салон перед поездкой и отправить снимки оператору. Ту же процедуру лучше повторить и после завершения аренды — чтобы иметь доказательства, что Вы завершили поездку по всем правилам, на случай, если что-то случится после Вашего ухода.

В некоторых сервисах существует и варианты для начинающих водителей например доплатить 2 руб. в минуту (500 руб. за суточный тариф), и тогда в случае аварии по его вине с клиента не будут взимать штраф за повреждение машины и возмещать убытки за его счёт.

В прокате нет таких сложностей: штрафы за ПДД вы платите сами, если вернете автомобиль грязным и с сухим баком, стоимость заправки и мойки вычтут из залога. Повреждение салона в договоре часто обозначается как дополнительная услуга вместе с детским креслом и навигатором — ну вдруг Вам захочется.

АВАРИИ

Есть несколько жестких правил, которые действуют для проката и шеринга. Они касаются аварийных ситуаций, в которых, кроме большого штрафа компании, полную компенсацию ущерба выплачивает сам арендатор. Такое может произойти, если: он покинул место ДТП, уступил водительское сидение другому лицу или же находился в состоянии алкогольного опьянения.

После вызова ГИБДД обязательно нужно сообщить о происшествии арендодателю. Все прокатные и шеринговые авто застрахованы по ОСАГО, некоторые имеют КАСКО (у шеринга есть возможность подключать КАСКО как услугу, которая обойдется в 1 рубль в минуту к выбранному тарифу).

Существует также схема работы “КАСКО по фрашизе”: в этом случае водитель, виновный в ДТП, компенсирует только часть ущерба (фиксированную сумму, или процент, или все вместе). Если инспектор признал Вашу вину, выплату компенсации нельзя оспорить или перенести — таковы условия договора.
После громкой аварии на машине одной из шеринговых компаний, политика относительно виновных водителей стала мягче.

КОМФОРТ

Пожалуй, все мы привыкли, что автомобиль — это в первую очередь личный транспорт, несущий на себе отпечаток своего хозяина. Поэтому многим будет непросто сесть за руль, который перед этим крутил не один человек. А еще предыдущий водитель мог забыть смести крошки с сидения и вытряхнуть коврик.

К тому же, в такси и прокате у Вас есть возможность попросить о дополнительных опциях вроде детского кресла и наличия зарядки для телефона. Используя авто из каршеринга, Вам достается то, что ближе. А отсутствие в салоне работающего устройства USB уже стало притчей для многих компаний.

Добавить комментарий

Заполните форму ниже для оставления комментрия

Вам так же будет интересно